Уникальный проект электроснабжения школы

Многие, рассуждая об электроснабжении школы, считают организацию схем и электросетей делом относительно простым. Дескать, что там – школа, это же не промышленный цех: электрооборудования – минимум, почти вся нагрузка – однофазная. Определенная доля смысла в подобных рассуждениях есть, но если вспомнить о том, что речь все-таки идет о помещении для детей и подростков, многое сразу станет понятным.

Не зря к учебным заведениям нормативно-технической документацией предъявляются особые, повышенные требования. Это касается как общих вопросов построения схемы электроснабжения школы, так и вопросов, связанных с безопасной эксплуатацией электрооборудования. Практически во всех нормативах школы и дошкольные учреждения идут отдельной строкой; соответствие фактических показателей нормированным ревностно проверяется всевозможными инспекциями. Никто не придет проверять уровень освещенности в частном домовладении или квартире – здесь владелец волен поступать по собственному усмотрению, но в школе – совсем другое дело. Санитарно-эпидемиологические службы, органы пожарного надзора, различные комиссии – «все в гости к нам». По собственному опыту скажу, что проект электроснабжения школы подвергается тщательным проверкам и согласованиям со стороны многочисленных инстанций, число которых существенно превышает число допускающих при, например, организации электроснабжения того же промышленного цеха. Если вы до сих пор считаете, что спроектировать электроснабжение школы проще, чем рассчитать схемы энергоснабжения цеха – вы ошибаетесь.

Организация энергоснабжения особых помещений

Школьные помещения по функционалу можно условно разделить на обычные (учебные классы) и особые (актовые и спортивные залы, столовые). Организация электроснабжения этих помещений производится по-разному: учебные классы имеют преимущественно 1-фазную нагрузку, в то время как в особых помещениях нагрузка чаще всего 3-фазная. Одна из задач проектировщика – равномерно распределить нагрузку между фазами в пределах здания школы, по возможности минимизировав протяженность электросетей. Зачастую для электроснабжения школы используется отдельный силовой трансформатор, в таких случаях выполняется проектирование трансформаторных подстанций, что существенно увеличивает объем работ и стоимость реализации строительства в целом.

Специфика устройства освещения в школах

Тип помещения

Освещенность, лк

Классные комнаты, спортзалы,

300

Аудитории

500

Вблизи классных досок

500

Столовые

200

Коридоры

100

Классы для занятий живописью

750

Компьютерные классы, кабинеты труда

500

Лестничные пролеты

150

Освещение подразделяется на искусственное, естественное и совмещенное. В помещениях школ чаще всего приходится комбинировать несколько вариантов,  учитывая параметры естественной освещенности. Нормативная документация предъявляет к организации освещения в школах ряд специфических требований, с которыми можно ознакомиться в СанПиН. Согласно данному нормативу, минимальный уровень освещенности в учебных классах составляет 300 лк, возле доски освещенность должна быть выше – 500 лк. При выборе светильников для искусственного освещения проектировщик должен учитывать цветопередачу, поскольку этот параметр также регламентируется нормативной документацией. В представленной таблице приведены характеристики освещенности, рекомендуемые для организации эффективного учебного процесса.

Рекомендуемая характеристика цветопередачи в помещениях для учебных занятий – 80, во вспомогательных помещениях данный параметр может быть снижен до 40 единиц.

Защита от поражения электротоком в школах

Для защиты от поражения электротоком в школах применяются устройства защитного отключения, срабатывающие при токе утечки 30 мА, а также автоматические выключатели, разъединяющие цепи при возникновении сверхтоков. В обязательном порядке электросети школ комплектуются защитным заземлением, параметры которого ежегодно проверяются электротехническими лабораториями. Расчет заземления также включается в проектную документацию наравне со всеми другими расчетами.

Обоснование инвестиций

За каждым проектным решением стоят деньги, причем, деньги бюджетные. Соответственно, каждое проектное решение, касающееся энергоснабжения школы, должно быть экономически обоснованным – от этого зависит результат участия в тендере. Финансовый аспект – один из главных в проектировании электроснабжениия школы.

Грамотный электропроект учитывает все нюансы, начиная от экономического обоснования инвестиций, и заканчивая устройством защиты электросетей школы. Проектирование школ требует не меньшего опыта, нежели проектирование систем электроснабжения промышленных цехов или жилых зданий.

Прокомментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше Имя:*

Ваш сайт

3 × три =

Ваш комментарий